Экономическое стимулирование развития охотничьего хозяйства

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА

А.П. Бербер
Карагандинская областная территориальная инспекция лесного и охотничьего хозяйства
Казахстан, г. Караганда, ул. Крылова, 20 а. Е-mail: berber05@mail. Ru

 

Реформирование охотничьего хозяйства Республики Казахстан с учётом новых экономических условий поступательно проводится с момента приобретения Казахстаном независимости (Степанов и др., 1995; Будзинский и др., 2006). Но и в настоящее время ситуацию в охотничьем хозяйстве Казахстана нельзя назвать стабильной. Основная причина - отсутствие экономического механизма, регулирующего развитие этого вида природопользования. Особенно остро стоят вопросы экономического стимулирования, охраны и воспроизводства охотничьих и редких животных, обитающих на территории охотничьих хозяйств, дичеразведения, а также других природоохранных мероприятий, на которые государство должно затрачивать значительные средства.

Сельское и лесное хозяйства – в не меньшей степени отрасли природопользования, чем охотничье. Земля в сельском хозяйстве и охотничьи угодья в охотхозяйстве являются предметом и средством производства. В обоих случаях сочетается экономическое воспроизводство с естественным, имеется определенная природой сезонность производства (Мельников, Мельников, 2007.). Однако наблюдается различный государственный подход к сельскому и охотничьему хозяйству. Сельское хозяйство имеет всестороннюю поддержку государства: льготы, дотации, в случае нанесения ущерба сельхозпредприятиям предусмотрены компенсации и др. Совсем по-другому обстоят дела в охотничьем хозяйстве.

Госчиновники могут своим действием и бездействием безнаказанно чинить различные препятствия охотпользователям: несвоевременная выдача разрешений на добычу, запрет охоты (под любым предлогом, в том числе и опасности распространения «птичьего гриппа»), изъятие охотничьих угодий для государственных нужд и др. Так, в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» пользователю при изъятии земельных участков для государственных нужд не предусмотрено компенсаций, возмещений убытков или преференций при закреплении охотничьих угодий резервного фонда (Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», 2004). Серьёзным препятствием на пути охотничьего хозяйства является и «обязательное внутрихозяйственное охотустройство», пользу от которого получают только организации-исполнители, непомерными расценками разоряющие охотпользователей. В результате, подрывается экономическая основа ведения охотничьего хозяйства.

В целях дальнейшего развития охотничьего хозяйства Казахстана и стимулирования финансовых вложений в него, в нормативно-правовую базу необходимо внести экономические стимулы и предусмотреть ответственность государственных структур в случае нанесения ущерба охотхозяйственным организациям.

Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» необходимо дополнить главой « О защите прав охотпользователей и возмещение убытков», в которой предусмотреть возмещение в полном объеме убытков, причиненных охотпользователям в случаях:
- принудительного отчуждения, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, влекущего прекращение права охотпользования;
- ограничения права охотпользования в связи с установлением особого режима;
- ухудшения качества охотничьих угодий в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению экосистем;
- незаконной добычи животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Убытки охотпользователю должны возмещаться за счет их причинителя. При определении размера компенсации в нее включаются:
- рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая аншлаги, панно и многолетние насаждения;
- стоимость затрат, связанных с освоением охотничьих угодий, их эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением продуктивности, с учетом их инфляции;
- все убытки, причиненные охотпользователю изъятием охотничьих угодий на момент прекращения права охотпользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;
- нанесенный ущерб незаконной добычей животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- упущенная выгода.

Определение убытков, причиненных охотпользователям при изъятии охотничьих угодий, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон.

При изъятии или временном занятии охотничьих угодий, в результате чего частично или полностью нарушается работа охотничьего хозяйства, убытки могут определяться, исходя из стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании охотничьих угодий (образованные при проведении ветеринарно-профилактических работ, нарушении транспортных связей при строительстве дорог и другие), могут определяться суммой единовременных затрат.

При определении убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества охотничьих угодий, включаются затраты на проведение специальных обследований и изысканий, а также мероприятия, обеспечивающие восстановление качества охотничьих угодий.

При определении убытков за незаконную добычу животных, являющихся объектами охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения сумма ущерба определяется в соответствии с Постановлением Правительства РК «Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

При несогласии охотпользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или охотпользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения охотпользователю причиненных убытков.

В соответствии со статьей «Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования животного мира», Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» необходимо предусмотреть в республиканском бюджете трансферты на целевую поддержку отечественных охотпользователей, занимающихся вольерным дичеразведением и охраняющих в закрепленных за ними охотничьих хозяйствах редких и исчезающих видов животных. Принять Правительством РК «Правила использования целевых текущих трансфертов из Республиканского бюджета на поддержку охотпользователей, занимающихся вольерным дичеразведением и охраяющих в закрепленных за ними охотничьих хозяйствах редких и исчезающих животных», по имеющейся практики поддержке сельхозпроизводителей. За образец можно взять Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из Республиканского бюджета 2009 года областными бюджетами на поддержку племенного животноводства» (Постановление Правительства РК № 167, 2009).

Необходимо предусмотреть специальный налоговый режим для охотников и охотпользователей. В связи с этим, по Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»: из доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, исключить доходы охотников, полученные от промысловой добычи диких животных; виды специальных налоговых режимов дополнить подпунктом о специальном налоговом режиме для охотхозяйственных организаций, дополнив кодекс соответствующей главой.

Право применения специального налогового режима должно предоставляться охотхозяйственным организациям при наличии закрепленных за ними охотничьих угодий.

Особенности применения специального налогового режима должны включать следующие пункты.
1. Охотхозяйственные организации не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет: индивидуального подоходного налога с доходов от охотхозяйственной деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; налога на добавленную стоимость - по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.
2. Исчисления отдельных видов налогов предусматривают: суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов.

В Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» добавить статью « Особенности регистрации права охотпользования», предусматривающую порядок регистрации права охотпользования (Закон РК№ 310-III, 2007).

Все охотничьи хозяйства Казахстана в настоящее время столкнулись с проблемой финансирования «обязательного» проведения внутрихозяйственного охотустройства. Пользы охотхозяйству от этого «Проекта» или нет, или она несущественна, а затраты настолько огромны, что многие охотпользователи отказываются от закреплённых охотничьих хозяйств. Учитывая бесполезность для хозяйства этой работы, считаем правильным отказаться от обязательного внутрихозяйственного охотустройства и оставить право выбора его проведения охотничьему хозяйству, разрешив выполнять её силами своих специалистов (охотоведами) с привлечением специалистов других организаций. А картографический материал для проведения охотустроительных работ можно приобретать в специализированных организациях.

В Постановлении Правительства РК «Об утверждении Правил ведения охотничьего хозяйства в Республике Казахстан» (Постановление Правительства РК № 1441, 2004) предусмотреть, что материалы внутрихозяйственного охотустройства являются основанием для изменения категории охотничьего хозяйства и внесения изменений и дополнений в договор на ведение охотничьего хозяйства. Данное дополнение послужит стимулом повышения продуктивности охотничьих угодий и повысит интерес охотхозяйственной организации к проведению внутрихозяйственного охотустройства. Добросовестные охотпользователи, в результате вложений которых в хозяйствах увеличилось видовое разнообразие животных, с повышением категории охотхозяйства, будут иметь возможность без конкурса продлить действие договора на ведение охотничьего хозяйства еще на 10-20 лет.

Внесение этих дополнений в Законодательную базу позволит укрепить позиции охотпользователей животным миром, создать государственную гарантию для них, стимулировать приём на работу квалифицированных специалистов, а также вложение средств в развитие охотничьего хозяйства и, в частности, в работы по обогащению фауны нашего государства.

Литература

- Будзинский А.В., Бербер А.П., Ержанов Н.Т, Мигушин А.С. Удостоверение охотника как документ, удостоверяющий право физического лица на охоту // Мат. междунар. науч.-практ. конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования в Казахстане и сопредельных территориях. Павлодар, 2006. Т. 1. С. 282-285.
- Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 593-II «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
- Мельников В.В., Мельников В.К. Что такое охотничье хозяйство? // Охота и охотничье хозяйство. 2007. № 3. С. 1-3.
- Постановление Правительства Республики Казахстан № 167 от 17.02.09 г. «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из Республиканского бюджета 2009 года областными бюджетами на поддержку племенного животноводства».
- Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 26 июля 2007 года № 310-III ЗРК.
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2004 г. № 1441 «Об утверждении Правил ведения охотничьего хозяйства в Республике Казахстан».
- Степанов Ю.В., Байдавлетов Р.Ж., Ауэзов Э.М., Хабибрахманов Р.М. Концепция «Ведения охотничьего хозяйства Республики Казахстан в новых экономических условиях» // Мат. науч.-практ. конф. по ведению охот. хоз-ва в новых экономических условиях. Алматы, 1995. С. 165-195.__