Рекомендации по итогам парламентских слушаний 18 апреля 2011г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 

18 апреля 2011 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему:

«Актуальные вопросы применения законодательства об охоте»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и общественных организаций, публичное обсуждение актуальных вопросов применения законодательства об охоте, участники парламентских слушаний констатируют следующее.

Охота - один из древнейших видов пользования животным миром, приоритетная и традиционная для России форма природопользования.

Не утратила своего значения охота и в настоящее время. В большинстве густо населенных регионах России охота приобрела спортивное направление и рассматривается как вид активного отдыха и возможность общения с природой. Для населения Севера, Сибири и Дальнего Востока охота остается одним из основных видов деятельности, обеспечивающим получение средств к существованию и товарной продукции охотничьего хозяйства.

Российская Федерация обладает богатейшими ресурсами охотничьих животных и самой большой площадью охотничьих угодий в мире.

В конце 80-х годов охотничье хозяйство России ежегодно давало государству пушнины на 54 млн. руб. (в закупочных ценах 1985 года), более 15 тыс. тонн мяса диких животных, 500 тыс. штук тушек боровой дичи, значительное количество лекарственно-технического и кожевенного сырья.

До принятия Федерального закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте») сфера охоты и ведения охотничьего хозяйства регулировалась Федеральным законом «О животном мире», а также несколькими сотнями подзаконных актов, изданных органами государственной власти. Указанные нормативные акты не были систематизированы, многие из них устарели и утратили свою актуальность в связи с изменившимися политическими, экономическими и социальными основами государства. Отсутствие отдельного федерального закона вынуждало субъекты РФ принимать собственные нормативные акты, нормы которых нередко противоречили федеральному законодательству, затрагивали вопросы исключительного ведения Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охоте» установил правовые основы осуществления деятельности в области охотничьего хозяйства как отрасли рыночной экономики, определил комплекс мер по сохранению и рациональному использованию охотничьих ресурсов, закрепил основные принципы в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Федеральный закон «Об охоте» вступил в силу 01 апреля 2010 года и в течение года прошел проверку правоприменительной практикой, анализ которой показал неоднозначное толкование норм данного закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что зачастую приводило к нарушениям прав охотпользователей, а также выявил ряд проблем, связанных как с пробелами законодательства, так с отсутствием подзаконных нормативных актов, издание которых было отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Так, в ряде субъектов Российской Федерации, органы государственной власти отказывали охотпользователям в заключении охотхозяйственных соглашений по причине отсутствия утвержденных формы соглашения и ставки платы за заключение охотхозяйственного соглашения.

Также во многих регионах имели место случаи отказа охотпользователям, имеющим долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, в предоставлении бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Определенные трудности в правоприменении у органов государственной власти и охотпользователей вызвало положение Федерального закона «Об охоте», предусматривающее перечень сведений об охотнике, включаемых в разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Необходимость заполнения всех данных, указанных в разрешении, по утверждению представителей государственных органов и охотпользователей, требует значительных временных затрат на оформление документов, и в период охоты приводит к созданию очередей.

Участники слушаний отметили, что установление прохождения испытания на знание охотминимума при выдаче охотничьего билета является необходимой мерой, обеспечивающей определенный уровень знаний, требующийся охотнику для осуществления охоты.

Представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и охотпользователи обратили внимание на применение статьи 41 Федерального закона «Об охоте», которая не регламентирует порядок осуществления производственного охотничьего контроля, в связи с чем не может эффективно использоваться.

Беспокойство участников слушаний вызывает предстоящая выдача охотничьих билетов единого федерального образца с 1 июля 2011 года в связи с ее массовым характером.

Также отмечаются следующие нарушения в действиях допускаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации положений Федерального закона «Об охоте»:

1.            Взимание с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственной пошлины за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов

2.            Понуждение  юридических лиц индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства к заключению охотхозяйственного соглашения на меньшую территорию, чем предоставлена в соответствии с договором о предоставлении в пользование территории акватории под предлогом выполнения требований части 3 статьи 7 Закона об охоте (общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации) создание общедоступных охотничьих угодий.

3.            Затягивание установленных сроков заключения охотхозяйственных соглашений.

4.            Предъявление неправомерных требований (о предоставлении справок из психоневрологического диспансера и сведений о судимости физическими лицами) при выдаче, замене охотничьих билетов.

Еще одной существенной проблемой правоприменения Федерального закона «Об охоте» является неэффективность исполнения переданных полномочий по осуществлению государственного охотничьего контроля и надзора.

Причиной этого, является низкий уровень федерального финансирования. Кроме того, многие регионы, имея колоссальные площади угодий, не могут сформировать полноценную службу охотнадзора.

Например, в Красноярском крае на 1 инспектора приходится 78 тыс. кв.км., в Якутии - 80 тыс. кв.км, Калмыкии - 12 тыс. кв.км. В отдельных субъектах инспекторы одновременно исполняют полномочия по охране лесов и водных биологических ресурсов.

В такой ситуации неизбежен рост случаев браконьерства, как на общедоступных охотничьих угодьях, так и на закрепленных. Учитывая, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об охоте» и Приказом Минприроды от 24. 12.2010 № 560 на охотпользователей возлагается обязанность по устранению незаконной добычи охотничьих ресурсов, необходимо рассмотреть возможность создания механизма общественного или профессионального охотничьего контроля на территориях закрепленных охотничьих угодий, в том числе через саморегулируемые организации.

Следует отметить, что депутатами Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии внесен проект федерального закона № 494994-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устраняет часть вышеуказанных проблем. В то же время, указанный законопроект нуждается в доработке и совершенствовании.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:

 

1. Депутатам Государственной Думы:

1.1. Доработать проект федерального закона № 494994-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

2. Правительству Российской Федерации:

2.2.. Рассмотреть возможность увеличения объема субвенций на осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

 

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации

3.1. Осуществить анализ практики применения Федерального закона «Об охоте», разработать соответствующие предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

 

 

Председатель Комитета

Е.А. Туголуков