Очередная сессия ликвидации безграмотности. Сегодня поговорим о гаражном вине. Что это, откуда это, и как это? Все что нужно знать об очередном тренде в мире баров и вина, чтобы прослыть винным эстетом.

 

С чего началось «гаражное» вино

В девяностых годах, во Франции, в провинции Бордо, делали вино… Нет, не так, в девяностых, когда у нас бандиты пили виски с красной этикеткой и Данила Бодров объяснял за справедливость американским гангстерам, во Франции, в провинции Бордо делали вино, потому что вино, это бизнес, а как в любом бизнесе — кто-то теряет, кто-то находит. У кого-то этот самый бизнес получается лучше, у кого-то хуже, поэтому на рынке всегда образовываются «свободные» руки и умы, готовые выкинуть что-нибудь эдакое.

Говорят, что все началось с товарища Жана-Люка Тюневен, имевшего небольшое хозяйство в пол гектара (пол геткара — это мало) в Сент-Эмийоне. Он прекрасно понимал, что ему придется конкурировать с крупными брендами, зачастую завышающими цену на простенькое вино, в силу популярности и истории своего бренда.

Поэтому, Жан-Люк решил начать все с чистого листа, делая вино без репутации. И у этого был плюс — не понятно что ждать от такого вина, в этом случае все зависит от вкуса вина, а не от репутации бренда на этикетке.

Жан-Люк был вынужден использовать помещение собственного гаража как пространство для производства своей первой партии вина, с минимум средств и оборудования он делал максимум собственными руками. И, благодаря своей скурпулезности, и тому, что он был в состоянии контролировать все мелчайшие детали производства — это  дало свой результат.

Первая партия вина, сделанного «в гараже» получила удовлетворительные отзывы критиков, и была небольшой — 1500 бутылок.

Небольшая партия вина, в основном ручной труд, и «нестандартный» для   вин Бордо подход сыграли свою роль. Вино окрестили вином из гаража и придумали новый термин для вин такого типа «микрошато».

В чем был смысл делать небольшие партии вина, с риском не продать никому не известный бренд? Изначально, идея гаражных вин была проста  — делать мощные, яркие вина «быстро» то есть так, чтобы их не приходилось долго выдерживать, и за приемлимую цену. Поэтому гаражисты использовали новые бочки для ферминтирования и выдержки и старались сделать вино максимально плотным и ярким.

В итоге гаражное вино получалось фруктовым, с высоким содержанием алкоголя и не требовало долгих лет выдержки в бочках перед тем, как его можно было разлить по бутылкам. И, это получалось неплохо. Хвалебные отзывы известных винных критиков сыграли свою роль.

Гаражисты набирают оборот

Новая стратегия оказалась эффективной — успешные гаражисты постепенно расширялись, рос и объем. Гаражное вино распространилось по Европе и стало популярно как ни странно, в виду того что его почти невозможно было купить. Перед гаражистами встала проблема дистрибуции, как найти путь к сердцу и кошельку покупателя? Гаражные бренды не велики, и вынуждены конкурировать с крупными брендами. Именно поэтому многие гаражисты обратились к негоциантам, переложив на них головную боль о поиске путей сбыта.

Сейчас большинство бывших «гаражистов» стараются диверсифицировать производства создавая и контролируя несколько небольших брендов, поддерживая тем самым качество вина на должном уровне и заигрывая  с «лимитированностью».

В чем была основная идея? Создать новый стиль, мощное, яркое вино. И утвердить его на рынке. Эта идея сработала и продолжает жить, многие методы, используемые гаражистами были позитивно приняты виноделами, такие как ферментация при пониженной температуре, свежие бочки и тд.

Но, «бунтарский» дух, к сожалению, стал исчезать. Микрошато либо разростаются до вполне себе самостоятельных больших производств либо становятся частью больших домов.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГАРАЖНОГО ВИНОДЕЛИЯ БЫЛИ ТАКОВЫ:

  • нестандартное для региона производство
  • отказ от понятия терруар
  • небольшие объемы производства
  • жесткий контроль всех этапов производства и внимание к мелочам

Если говорить о Европе — то сейчас интерес к агражным винам там поутих, но не сказать что пропал совсем. Некоторые гаражные вина сейчас стоят от 100 до 1000 евро за бутылку, это совсем не дешево, и покупают такие вина в основном ценители, ведь особенность гаражных вин такова, они не могут храниться долго, так долго как вина Бордо, например.

Поэтому сейчас всеобщее увлечение гаражными винами прошло, и теперь ими интересуются в основном любители и ценители вина.

Гаражное вино в России

Сложно гворить о гаражном вине в России и этому есть причины.  У нас гаражное вино понимают немного не так, как во Фрации и в Европе вообще. Разберем по пунктам.

Закнодательство. Для нашей страны это большой и больной вопрос, на данный момент «малое виноделие» никак не регулируется, то есть любой человек может заниматься производством вина, но без розлива его в тару для продажи, т.е. только для собственного употребления. Фактические сейчас все российские гаражисты вне закона, если они попытаются продать свое вино, конечно. И любые ухищирения (дегустации, экскурсии), предпринимаемые виноделами это временный компромисс, не защищающих их от суровой руки закона.

Во странах Европы, особенно в тех, где виноделие является существенной статьей доходов в бюджет страны, законодательная база учитывает потребности современных виноделов или, хоты бы, законы меняются достаточно быстро.

Стиль

Со стилем «гаражного вина» в России вообше ничего не понятно, потому что как такового стиля простого русского вина пока нет, или по крайней мере он пока не известен в мире, поэтому отличить гаражное российское вино от обычного достаточно сложно — оно все будет «разным», или лучше сказать — одинаково разным. Другими словами, у нас еще нет национального стиля в вине, нет традиций, ведь во Франции гаражное виноделие началось с того, что микровиноделы пытались пойти наперекор устоявшимся традициям и стандартам. Нам в России для начала нужно эти традиции сформировать.

Цена

Эта проблема вытекает из первой, заканадальной проблемы. Средняя цена российского гаражного вина варьируется от 500 до 1000 рублей, что, согласитесь, достаточно дорого. И, многие, от части справедливо, заметят что такая цена сопоставима с ценой на проверенный качественный зарубежный бренд. Многие просто боятся брать «кота в мешке», а даже отважившись взять вы не получите — «экстраординарное» вино, скорее всего это будет твердый хорошист, не более.

Культура и маркетинг

Российский потребитель не готов экспериментировать. Традиционно, большинство доверится проверенному бренду нежели попробует что-то новое. Здесь маркетинг играет двойную роль, с одной стороны, мы не «ведемся» на новые бренды, с другой — если уж мы «повелись» то, второй вряд мы вряд ли повторим подобный номер. Большинство потребителей предпочтут зарубежный продукт отечественному, особенно если речь идет о вине или крепком алкоголе. Сказывается слишком долгая череда «обманов», практически каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с контрафактом, это печально, но факт.

Стабильность

Гаражное вино подразумевает скурпулезность винодела. И это работает только тогда, когда винодел работает с качественным продуктом, а в отношении отечественного винограда у многих потребителей и экспертов имеется здоровый скептицизм. Все опять же упирается в традиции и культуру производства вина, в современной России она достаточно молода и нестабильна.

Выводы

Имеет ли гаражное вино в России будущее? Хочется верить, что да. Хотя, если сравнивать «кустарное» вино и «кустарное» пиво, то у крафтового пивоварения, о котором я уже писал, больше шансов, уже сейчас крафтовое пиво это не просто каприз молодых предприимчивых любителей пива, это интересный, а главное доступный продукт.

Учитывая сложность производства вина, и время, за которое окупаются инвестиции в вино сложно себе представить что в России оно станет чем-то большим чем просто каприз молодых бизнесменов, ведь и культура пития вина у нас еще не так сильна как в Европе.

Но, будем надеятся.

P.S.

Где попробовать гаражные вина и поболтать о них:

В Санкт-Петербурге — бар Гаражiste

В Москве — Алколавка, компания Garage Wine & Spirits

Производители и вина, на которых стоит обратить внимание:

  • Вина от Вадима Бердяева
  • Вина от Дмитрия Гусева
  • Вина от Сергея Елисеева
  • Вина от Сергея Бескоровайного
  • Вина из Долины Семигорье