ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И ЭЛЕМЕНТОВ СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И ЭЛЕМЕНТОВ СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ

© 2009 г. О.А. Греков

Российский государственный аграрный заочный университет

В труднодоступных районах тундры, лесотундры, зоны лесов Сибири и Дальнего Востока, удаленных на значительное расстояние от аэродромов и посадочных площадок, проводить воздушный учет охотничьих ресурсов проблематично, а иногда и невозможно. К тому же, с постоянным ростом цены на энергоносители и аренды самолетов и вертолетов планировать заблаговременное финансирование практически невозможно.
В этих сложных экономических условиях на рынке работ по пространственному мониторингу появился патрульный дирижабль Au-30, способный находиться в воздухе до 12-15-ти часов, обладающий высокой экономичностью расхода топлива и имеющий комбинированную систему базирования (стационарную и мобильную).
1. Система стационарного базирования предназначена для обеспечения хранения дирижаблей и их эксплуатации с постоянного места базирования.
Система специализированного стационарного базирования дирижаблей включает в свой состав: - летное поле в виде круга радиусом 110 м (рис. 1); стартово-причальный круг радиусом 35 м; рулежные дорожки; стартовый диспетчерский пункт; места стоянок: авиационный ангар размерами 66 х 40 м высотой в коньке 24 м, место стоянки дирижабля на стационарной причальной мачте (рис. 2).

Рис. 1. Вид летного поля.

Рис. 2. Авиационный ангар для двух дирижаблей.

2. Система мобильного базирования предназначена для автономной эксплуатации дирижабля вне места постоянного базирования. Она включает:
- перевозимую трехсекционную причальную мачту высотой 9,9 м, закрепляемую на восьми растяжках к вкрученным в землю анкерам (рис. 3);
- мобильную причальную мачту, установленную на тяжелый автомобиль повышенной проходимости и обеспечивающую безопасную стоянку дирижабля при максимальной скорости ветра до 30 м /с (рис. 4);
- две стартово-причальных команды общей численностью до 7-ми человек в каждой;
- тяжелый автомобиль повышенной проходимости, перевозимый запас топлива и гелия для подкачки дирижабля;
- автомобиль повышенной проходимости с запасом продовольствия и воды, оборудованный местами для отдыха, со средствами связи и цифрового обмена информацией в наземных и воздушных сетях (включается в систему при необходимости).

Рис. 3. Перевозимая причальная мачта.

Рис. 4. Мобильная причальная мачта, установленная на автомобиле.

При планировании воздушного мониторинга на значительном удалении от мест постоянного базирования проводится следующая предварительная работа.
1. Определяются цели, задачи, район, время, состояние дорожной инфраструктуры, время года, долгосрочный метеопрогноз, возможности по всем видам обеспечения полетов и жизнедеятельности наземного состава.
2. Принимается решение о достижении районов мониторинга своим ходом или перевозка дирижаблей в походном положении наземным или морским (речным) транспортом.
3. Формируется состав наземной команды, количество автомобильной и специальной техники, время и места развертывания мобильных мест причаливания дирижаблей для дозаправки, отдыха и обмена информацией и результатами мониторинга.
Перевозка дирижаблей возможна наземным и другими видами транспорта после слива гелия и топлива, укладки и упаковки оболочки в контейнер при условии обеспечения пространственных габаритов при транспортировке.
В районе мониторинга проводится детальное планирование полетов, определяются маршруты, время полетов, ограничения, места развертывания мобильных пунктов причаливания, мероприятия обеспечения.
Полеты дирижабля при воздушном мониторинге проводятся в соответствии с действующими документами по использованию воздушного пространства, обеспечению безопасности полетов и управлению воздушным транспортом.
После окончания мониторинга его результаты предоставляются соответствующим организациям для анализа и формулирования выводов о состоянии охотничьих ресурсов в районах мониторинга.
Естественно, что изложенный порядок проведения воздушного мониторинга охотничьих ресурсов в труднодоступных районах как новый способ учета биоресурсов подлежит дальнейшему глубокому исследованию.